Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы, по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт...
Генри Форд

На Урале строят новые вездеходы для научной станции «Восток-2» в Антарктиде

Антарктическая научная станция «Восток» — сейчас единственная используемая Россией станция на континенте. Климатические условия здесь — одни из самых суровых на Земле. К примеру, именно там была зарегистрирована самая низкая температура на планете — минус 89,2 градуса по Цельсию. Кроме того, здесь почти нулевая влажность воздуха. Здесь даже тяжело дышать, не говоря уже о том, чтобы что-то делать.

Для работы в этих тяжелейших условиях разработали уникальный вездеход «Бурлак», который собирают в Екатеринбурге, на предприятии «Вездеходы Макарова».

Станция «Восток» была основана 16 декабря 1957 года, во время второй советской Антарктической экспедиции. Станция названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. В 1990-х годах в результате бурения ледниковых отложений российскими учеными под станцией было зафиксировано уникальное реликтовое озеро Восток. Сейчас станцию «Восток» решено перестроить, и к 2022 году создать фактически станцию «Восток-2».

Проблема в том, что место находится на расстоянии 1260 километров от побережья, откуда идет снабжение станции. Доставка людей и грузов сюда возможна только летом, и только двумя способами: по воздуху на самолетах и по земле санно-гусеничными поездами. Последний способ позволяет привезти больше груза, но маршрут длится 54 дня, и из-за суровых погодных условий техника — гусеничные вездеходы — часто не выдерживает.

В этом сезоне сообщение между станцией «Восток» и прибрежной станцией «Прогресс», с которой идет снабжение, будет осуществляться при помощи вездехода «Бурлак», собираемого в Екатеринбурге на совместном свердловско-курганском опытном предприятии «Вездеходы Макарова». Первая машина уже прибыла в Антарктиду и готовится к выходу на маршрут. Кроме того, сейчас с Институтом Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) ведутся переговоры о постройке еще двух «Бурлаков».

Основное производство вездеходов располагается в большом ангаре, построенном в частном секторе на Уралмаше. Начинается создание вездехода в самом дальнем конце цеха — на агрегатном участке, где собираются бортовые редукторы и раздаточные коробки. Именно они делают шестиколесную машину на гигантских колесах низкого давления полноприводным вездеходом.

«Мы имеем раздаточную коробку от ЗИЛа. Нас в этом корпусе интересует сам размер и не более того. Внутренние „потроха“ уникальные. Сделаны по спецзаказу в тюнинговом ателье, которое работает с командой „КАМАЗ-Мастер“», — рассказывает главный конструктор экспериментального завода Алексей Макаров.

В соседних комнатах располагаются участок приемки узлов и агрегатов, заказываемых у контрагентов, токарно-фрезерный и сварочный участки. Здесь же рубят и гнут из алюминия всю обшивку будущей машины. Алюминий позволяет сделать вездеход максимально легким (вес машины колеблется в пределах 4-4,2 тонны), что положительно сказывается на проходимости. При этом он способен перевозить до 2,5 тонны груза в кузове и еще 1,5 тонны в специальном прицепе.

Как оказалось, помимо состоятельных любителей экстрима, российских горнодобывающих и нефтегазовых компаний, работающих в условиях Крайнего Севера, заказчиками машин выступают предприниматели, обеспечивающие товарами и продуктами питания отдаленные поселки.

«У них стоит четкая цель — побольше заработать. Поэтому взвешивается каждый килограмм заносимого в машину груза. Почему в районе Чукотки огурцы по 500-600 рублей за килограмм? Потому что стоимость перевозки килограмма груза по региону составляет от 50 до 160 рублей, а перемещение туда — это еще 350 рублей», — объяснили экономику на предприятии.

В основном помещении цеха работа организована по принципу конвейера. На специальном стапеле сначала сваривается пространственный каркас будущей машины. Для этого используются тонкостенные стальные трубы. Затем на него наклепывают алюминиевую обшивку. К слову, внешние габариты автомобиля составляют 2,9 метра на 7,4 метра. Особое внимание уделяется «лодке» — днищу автомобиля, которое погружается в воду при пересечении водных преград. Для лучшей изоляции швы обрабатываются силиконовыми герметиками. На этом же этапе кузов утепляется, к его каркасу крепится двигатель.

В серийных «Бурлаках» стоят двигатели Cummins, которые широко используются в грузовой технике, и усиленные механические коробки передач.

На первые «Бурлаки» ставились двигатели и часть агрегатов от Toyota Land Cruiser Prado 90, но сейчас от этого решения ушли. «Отказались от двигателей Toyota, так как мы не можем их легально завозить со всей обвязкой в Россию и сертифицировать здесь. Поэтому перешли на продукцию, используемую концерном ГАЗ. Мы руководствуемся тем, что машина должна быть простой и надежной, как автомат Калашникова. С другой стороны, все запчасти у нее должны быть ориентированы на российский рынок», — подчеркнул Макаров.

Дата: 18.12.2019
Другие новости