Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы, по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт...
Генри Форд

Ученые из Новороссийска создали систему автопилота автоматизирующую заход большегрузов в порт

Ученые Государственного морского университета имени адмирала Ушакова (Новороссийск) с помощью технологий искусственного интеллекта разработали систему автопилота для морских и речных судов, которая полностью автоматизирует навигацию грузового судна при заходе в порт и его швартовку. Решение подходит для классических крупнотоннажных судов и безэкипажного водного транспорта.

Алгоритмы искусственного интеллекта, которые применяются в разработке, позволяют технической аппаратуре судна адаптироваться к текущим условиям эксплуатации, в числе которых погодные условия. Подобного функционала у других производителей сегодня нет. Особенно эффективной технология может быть при управлении движением крупнотоннажного судна в морских и подходных каналах, акваториях морских портов с ярко выраженными навигационными особенностями.

В состав готового продукта Т2ОТ входят технические средства высокоточной проводки крупнотоннажных судов:

  • Высокоточная спутниково-инерциальная система позиционирования;
  • Блок искусственного интеллекта;
  • Планшет с системой поддержки принятия решений судоводителя.

Технология состоит из трех сегментов — судового, берегового и морского — и представляет собой промежуточный этап автоматизации процессов управления движением морского грузового судна, имея в виду последующий переход к концепции безэкипажного судовождения.

Проект создания комплекса беспилотной навигации одобрен к поддержке на заседании рабочей группы отраслевого союза «Маринет» Национальной технологической инициативы. Эксперты будут содействовать получению авторами разработки государственного финансирования для развития проекта

Процесс захода грузового судна в порт ученые предлагают автоматизировать с помощью интеллектуальной технологии двух опорных точек (Т2ОТ): специальные датчики устанавливаются на базе грузового терминала и при помощи разработанных учеными алгоритмов ведут сбор навигационных данных о сближении судна с причалом (дистанции, скорости сближения и другого). Система также непрерывно анализирует метеоусловия, получая сигналы от системы гидрометеомониторинга.

После обработки всей информации с помощью технологий искусственного интеллекта, комплекс беспилотной навигации выстраивает маршрут и корректирует его, если ситуация меняется. При этом судоводитель и диспетчер следят за действиями «виртуального помощника лоцмана», используя специальную программу с понятным интерфейсом.

«За счет использования всех составляющих отечественной технологии Т2ОТ российские компании, работающие в сфере морских перевозок и судостроения, смогут обеспечить технологическое лидерство в области лоцманской проводки, швартовки и мониторинга судна у морского терминала. По оценке экспертов, объем незанятого рынка для разработанной технологии в России составляет 6,5 млрд рублей (2,5 тыс. судов), а во всем мире — 101,1 млрд рублей (почти 39 тыс. судов)», — отметил собеседник агентства.

Проект создания комплекса беспилотной навигации одобрен к поддержке на заседании рабочей группы отраслевого союза «Маринет» Национальной технологической инициативы. Эксперты будут содействовать получению авторами разработки государственного финансирования для развития проекта, пояснили в Информбюро НТИ.

Дата: 25.11.2019
Другие новости