ПРЕДПРИЯТИЯ

Металлопрокат

Металлообработка

Проектные организации

Оправка и инструмент

Станки и оборудование

Измерительный инструмент

Грузоперевозки

Авторизоваться

Форум-выставка "Рациональное производство"

БИБЛИОТЕКА

ГОСТ, ОСТ и др. документы

ПУЭ

Аналоги импортных сталей

Software

Каталог металлорежущих станков

Каталог прессового оборудования

НОВОСТИ
Пермская компания нефтяного машиностроения внедряет уникальное российское оборудование
Краснокамский РМЗ поставит строительные металлоконструкции для нового корпуса «ЕвроХима»
Новости импортозамещения: твердосплавный инструмент от российского производителя
Конкурс "Золотые руки" среди работников АПЗ
Арзамасский приборостроительный завод на форуме ТВМ-2014
Модернизация производства Арзамасского приборостроительного завода
Кубок по мини-футболу «МАШИНОСТРОЕНИЕ ПФО 2014»

     Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы, по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт...

Генри Форд

Публикации

Автомобильная промышленность России: состояние и тенденции развития


Анализ эволюции автомобильной промышленности (автопрома) России показывает, что данная отрасль является одной из самых перспективных для быстрого качественного экономического роста [13]. Научно-технический, производственный и кадровый потенциал, накопленный до этапа реформ 1990-х гг., позволяет сегодня даже в условиях мирового экономического кризиса обеспечивать все внутренние запросы, в том числе успешно конкурировать с некоторыми иностранными производителями. Об этом свидетельствуют итоги развития отечественного автомобилестроения в 2010 г.

По информации Министерства промышленности и торговли России, совокупное производство автомобилей всех типов в России выросло в январе-декабре 2010 г. на 93,7% по сравнению с прошлым годом до 1400117 ед. Российское производство легковых автомобилей (ЛА) выросло за год на 101,4% до 1202411 машин. Впервые за всю историю российского автопрома производство иномарок на территории РФ превысило выпуск отечественных ЛА: выпуск ЛА иностранных марок вырос в 2010 г. на 121,8% и составил 621149 ед., что эквивалентно 52% от общего объема выпуска. Выпуск ЛА отечественных марок увеличился на 83,4% до 581262 ед. Компании, работающие в режиме промышленной сборки, произвели за этот период 412945 автомобилей, с приростом на 112,4%. Производство грузовых автомобилей (ГА) выросло на 67,6% до 152720 ед., при этом выпуск грузовиков иностранных марок увеличился на 102,3% до 14235 ед. Выпуск автобусов (АВТ) вырос на 30,0% до 44986 ед. (без двойного счета автобусов на шасси отечественных грузовиков). Производство автобусов иностранных марок увеличилось на 30,7% до 6204 единиц [8].

Указанный рост в основном связан с низким уровнем объёмов производства в 2009г. вследствие резкого снижения спроса и остановки деятельности ряда предприятий. Кроме того, большой вклад в общее восстановление отрасли также оказали реализуемые меры государственной поддержки, стимулирующие спрос на автомобильную технику. Наибольший вклад из них оказали [5, С. 67]:
— программа утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств (по оценке Минэкономразвития России, вклад данной меры в прирост производства легковых и лёгких коммерческих автомобилей (ЛКА) составил порядка 21% от объема продаж автомобилей на российском рынке в 2010 г.);
— программа льготного кредитования (объем реализуемой автомобильной техники по данной программе в 2010 г. составит порядка 9% отечественного рынка легковых и ЛКА).
По данным Федеральной службы государственной статистики России, экспорт ЛА в 2010 г. составил 45,3 тыс. шт. и вырос на 8,3% по сравнению с 2009 г. По ГА - 13,3 тыс. шт., упав на 14% соответственно [14]. Импорт же ЛА в 2010 г. составил 686,6 тыс. шт. (рост на 31,7% по сравнению с 2009 г.), а для ГА - 58,9 тыс. шт. (рост на 127,8 % соответственно) [2].

Также необходимо отметить и продажи новых ЛА и ЛКА в России, которые за 2010г. выросли на 30% или на 444831 шт. по сравнению с 2009 г., причём в десятке лидеров по моделям среди легковых автомобильных марок, наиболее продаваемых в 2010 г., девять производятся в России [9, С. 1].

Российский рынок автокомпонентов также порадовал рекордной положительной динамикой: его объем в 2010 г. составил 30,2 млрд. долларов, при этом первичный рынок достиг 12,2 млрд. долларов, вторичный - 18 млрд. долларов. Эти показатели превысили значения предкризисного 2008 г. во многом благодаря интенсивному росту производства новых автомобилей. В 2009 г. объем рынка автокомпонентов снизился на 23% в денежном выражении, что было вызвано почти 50% падением первичного рынка, который отреагировал на падение спроса. Как отмечает С. Рут - эксперт автомобильной отрасли компании PricewaterhouseCoopers, формированию «критической массы» спроса на высококачественные автокомпоненты способствуют следующие ключевые факторы, претерпевшие положительные изменения за последние годы [6]:
—значительный рост иномарок в автопарке России;
—рост рынка автострахования (обязательного и добровольного);
—дальнейшее увеличение количества иностранных производств автокомпонентов в России;
—рост объемов производства иностранных брендов на территории России.

Таким образом, дальнейшее производство автомобилей в России будет зависеть от успешного развития производства высококачественных автокомпонентов в стране.

Несколько слов стоит сказать и о месте России в мировом автомобилестроении. В это трудно поверить, но предварительные данные говорят о том, что в 2010 г. в мире было произведено и продано больше автомобилей, чем за какой-либо другой год всемирной истории автомобильной промышленности. Статистический комитет OICA пока ещё ведет сбор данных за четвертый квартал 2010 г., но ранее сделанный им прогноз показывает, что итог мирового производства автомобилей в 2010 г. может достичь 72,5 млн. машин, превзойдя предыдущий докризисный пик 2007 г., когда в мире было изготовлено более 71 млн. автомобилей. В этой связи доля России в общей структуре мало измениться: по итогам 2009 г. она составила всего лишь около 1,2% или 722431 шт., что эквивалентно 19 месту в мире или 8 в Европе [7]. По степени автомобилизации (количество ЛА на 1000 жителей) РФ заняла в 2010 г. 8 место в мире, что составляет 244 шт. (для сравнения, Германия - 515 шт., Польша - 462, Южная Корея - 279) [1, С. 5].

В начале 2011 г. на российском авторынке по-прежнему складывается благоприятная обстановка, чему способствуют как внешние политические и экономические, так и внутренние факторы. Цены на энергоресурсы пока остаются на высоком уровне, а ми-ровую экономику удаётся удерживать от глобальных потрясений. Поддержку российскому рынку продолжают оказывать субсидированные Правительством РФ кредиты и программа утилизации автомобилей (в 2011 г. - 230 тыс. шт.). Согласно высказыванию Председателя Правительства РФ В. В. Путина «отрасль действительно восстанавливается, и у нас есть возможность от оперативного антикризисного реагирования переходить к постановке системных, долгосрочных задач, связанных, прежде всего, с привлечением инвестиций, технологической модернизацией» [10]. На такую положительную отраслевую эволюцию направлена реализация «Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [11].

Так, в рамках её применения был выбран один из четырёх сценариев развития - превращение России в крупного экспортера автомобилей. При этом на рынке существует один крупный консолидированный российский независимый производитель машин и несколько нишевых игроков. Большинство крупнейших производителей комплектующих создают в России свои производства, а упор делается на поставки российским производителям машин. В автомобильной отрасли осуществляются полномасштабные НИОКР российских производителей, ориентированные на разработку новых моделей и платформ, в том числе для мирового рынка. Стоимость этого сценария - 40 млрд. евро. Большая часть средств будет направлена на создание, по сути, новой системы производства автокомпонентов и концентрацию производства самих автомобилей. Целью этого сценария является превращение автопрома в двигатель модернизации российской экономики: доля автомобильной промышленности в ВВП должна вырасти до 3,3% при неизменной численности занятых. До 2016 г. предполагается поддерживать высокие пошлины на ввоз иномарок и части комплектующих, чтобы производства и того и другого открывались в России.

Государство будет диктовать условия создания совместных предприятий: дополнительным аргументом здесь станут вливания бюджетных денег на 30 млрд. евро. Но одних денежных вливаний и получения у иностранных партнеров интеллектуальной собственности для модернизации недостаточно. Авторы программы предлагают, вне зависимости от выбранного пути развития, принять ряд мер поддержки рынка. Сюда входят дальнейшая разработка программы по утилизации старых автомобилей и увеличение базовой ставки транспортного налога в зависимости от возраста автомобиля. С 2012 г. планируется запретить компаниям использовать ЛА старше 25 лет, а также легкие коммерческие грузовики старше 20 лет для перевозок грузов и старше 15 лет - для пассажирских перевозок и др. [3].

Вместе с тем, сохраняя стратегические ориентиры, не следует забывать и о возможных последствиях для отрасли при вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). По мнению автора, позиция нашей страны по данному вопросу в целом правильная и сбалансированная: это сохранение высоких пошлин на автокомплектующие и постепенное снижение ставок на импорт готовых автомобилей (доведение их до уровня 15% за семилетний период [12]). Хочется верить, что в Правительстве РФ понимают те риски и преимущества, которые российская автоиндустрия получит от членства страны в ВТО.

С одной стороны, это неминуемая интеграция российских автозаводов в мировую автоиндустрию. Так, к примеру, отечественные производители смогут комплектовать машины более качественными автокомпонентами из Турции, Испании, Италии или стран Восточной Европы: коробками передач, сцеплениями или светотехникой, которые из-за более низких ввозных пошлин лишь ненамного увеличат стоимость отечественных автомобилей, но сделают их более привлекательными для потребителей. Вступление в ВТО также не означает для автопрома прекращение господдержки: вывоз продукции можно стимулировать экспортными кредитами, страхованием экспортного кон
тракта, предоставлением госгарантий. Программы промышленной сборки свернуты не будут, они завершатся по истечении сроков заключенных контрактов. Не являются рис-кованными с точки зрения ВТО и действующие федеральные целевые программы и федеральные адресные инвестпрограммы, приветствуется поддержка НИОКРов [4].
С другой стороны, вступление в ВТО - это конец периода протекционизма для российского автомобилестроения и усиление конкуренции со стороны иностранных концернов. К примеру, собственное производство малотоннажных грузовиков или автобусов может оказаться под угрозой ввиду недорогих и качественных автомобилей из Турции, Южной Кореи, Китая или Индии. Такая же ситуация может возникнуть и с автокомпонентами: развитые зарубежные автомобильные кластеры с удовольствием атакуют многообещающий российский рынок. Вдобавок будут запрещены субсидии, прямо направленные на поддержку экспорта и импортозамещения.

В любом случае идущие 18 лет переговоры о присоединении России к ВТО, похоже, все-таки близятся к финалу, что будет, наконец, способствовать проведению глубокой реструктуризации и перестройки автомобилестроительного производства, чтобы гарантировать хорошее качество при минимальных издержках, повысив тем самым конкурентоспособность и привлекательность своей продукции для потребителей.
Таким образом, рассмотрев текущее состояние развития отечественного автомобилестроения, в качестве выводов можно сформулировать основные тенденции развития данной отрасли на краткосрочный и долгосрочный периоды. К ним относятся:
1)заполнение рынка малобюджетными автомобилями из Китая, Индии, Бразилии и Ирана из-за избыточного производства в этих странах;
2)возрастание конкуренции ввиду прихода ведущих иностранных производителей комплектующих и запчастей, а также создания множества мелких и средних отечественных компаний;
3)создание новых форм пространственной организации научно-технической и производственной деятельности (промышленные кластеры, техно-парки и бизнес- инкубаторы);
4)рост производства иностранных автомобилей за счёт государственного стимулирования развития крупноузловой и отвёрточной сборки;
5)формирование стратегических альянсов в форме совместных предприятий как способ реализации своих маркетинговых стратегий;
6)возрастание роли НИОКР и внедрение простых нанотехнологий в производство продукта (жидкости, катализаторы, клеи, краски, покрытия, освещение, шины и др.);
7)приоритет повышения уровня безопасности и экологичности в системе потребительских свойств товара;
8)улучшение операционной эффективности бизнеса (снижение затрат на логистику и использование современных IT-технологии);
9)развитие высококвалифицированных трудовых ресурсов на микро- (внутри- организационное обучение) и макроуровнях (популяризация среднего специального образования);
10)повышение потребительского спроса через государственные программы поддержки отрасли.

В связи с вышесказанным можно утверждать, что автомобильная индустрия России, являющаяся одной из важнейших отраслей промышленного производства, стоит на пороге коренных изменений. В наибольшей степени эти изменения должны быть связаны с формированием инновационной составляющей, развитием импортозамещения и ростом производительности труда. Инновационное развитие отрасли должно быть направлено на решение проблемы обеспечения автотранспортного комплекса страны конкурентоспособной продукцией отечественного производства, соответствующей современным требованиям безопасности, экологии и энергоэффективности на долгосрочную перспективу.


Дата: 25.09.14
Автор: А. С. Шилов
Источник: Новый университет. Серия "Экономика и право", 2011, № 2



Другие публикации

13.10 Оценка компаний машиностроительной отрасли при помощи мультипликаторов
25.09 Автомобильная промышленность России: состояние и тенденции развития
06.02 Виды токарных станков
11.12 Интервью Дениса Мантурова "Российской Газете"
10.12 Награждение наиболее перспективных сотрудников "Тракторных заводов"
31.10 Станислав Никитин (Трансмашпроект) о модернизация оборонного комплекса
30.10 Е. Лесников (Autodesk) о тенденциях промышленного проектирования в России
29.10 Анатолий Бердичевский: Машиностроение изнутри: СССР / США
28.10 Опыт использования CAD/CAM-систем компании Delcam в ФГУП "Крыловский государственный научный центр"
28.10 Toyota обгоняет
 

© 2014.Машиностроительный портал Mashinport.ru. Поставщики металла, оборудования и инструмента, каталог станоков, новости машиностроения, ГОСТы.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика